Биосенсорная психология
Артсенс - искусство чувствовать
Нужно поговорить? Есть вопросы?

Отправьте заявку и я позвоню Вам сразу как только освобожусь.

Оставляя заявку, вы принимаете политику конфиденциальности
Во Сколько и Когда:
Всегда
Где:
Москва

Биосенсорный подход в семантическом анализе процесса познания.

По утверждению основоположника Биосенсорных психодисциплин В.В. Тонкова: «Биосенсорная психология является, по сути, и по содержанию, «фундаментальной предпсихологией», базовой для всех существующих сегодня направлений психологии вообще. Это утверждение справедливо и обоснованно, поскольку биосенсорная психология исправляет изначальную ошибку, допущенную при выделении психологии как научного направления из философии». А именно: биосенсорная психология определяет в качестве объекта изучения - психику, как материальное образование.

Из того же источника в контексте темы данной публикации существенным является следующий комментарий по поводу особенности Биосенсорной психологии как науки: «Биосенсорная психология – это наука о воспитании системы тонкочувственного восприятия человека, которое дает возможность психике человека обращаться к обширным исследованиям и самоисследованиям с целью выявления собственных естественных психофеноменологических качеств».

Факт обозначения тонко-чувственного восприятия в качестве основного инструмента для исследования психики в интересах самой психики действительно ставит Биосенсорную психологию в непосредственной близости к философии. Это положение требует наличия точного терминологического словаря для описания объектов изучения. И в этом смысле биосенсорное направление требует особой тщательности в произнесении слов используемых в описаниях исследуемых процессов.

В этой связи и предлагается произвести на уровне тонкочувственного восприятия действие, которое позволит получить ряд уточнений в элементах составляющих процесс познания.

Если рассмотреть практическую психологию в целом, то можно увидеть, что в ней уже давно обозначились 4 элемента составляющих процесс ПОЗНАНИЯ.  Это последовательный ряд действий: ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ЧУВСТВО и ПОНИМАНИЕ. Для удобства назовем эту группу элементов «КОМПЛЕКС СЕНСИТИВНОСТИ».

Перечисленные четыре элемента настолько взаимосвязаны, что любое качественное изменение одного из них, дает качественный скачок для всего КОМПЛЕКСА, тем самым, приводя к качественному изменению в процессе ПОЗНАНИЯ.

Развитие тонкочувственного восприятия предполагает качественное изменение именно элементов «ВОСПРИЯТИЕ» и «ЧУВСТВО». Таким образом, имея качественное изменение половины составляющих КОМПЛЕКСА СЕСИТИВНОСТИ можно говорить о том, что весь комплекс в целом выходит на новый уровень, а как следствие, и сам процесс ПОЗНАНИЯ тоже.

Что происходит  с  элементами «ОЩУЩЕНИЕ» и «ПОНИМАНИЕ» в этой связи будет видно из последующего исследования. С этой целью элементы, составляющие «комплекс сенситивности»  и будут подвергнуты семантическому анализу.  (СЕМАНТИКА ЛОГИЧЕСКАЯ – раздел логики (металогики), исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию).

Для понимания процессов, которые описываются словами ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ЧУВСТВО и ПОНИМАНИЕ, предлагается проникнуть в корень, в суть этих слов.

Исследование начнем со слова «ОЩУЩЕНИЕ».

Рассмотрим слова: ОЩутить, Ощущать, Ощупать, Ощупывать…       

Если произнести эти слова вслух и прислушаться, как они звучат, а затем, закрыв глаза, потрогать рукой стол, подвигать ей, можно слышать шуршание пальцев руки по поверхности, которую ощупываете. Такое  ощупывание сопряжено с ощущением, можно даже сказать, что оно им является.

Тогда буква и звук «О» в начале слова «ощущать» показывает на то, что процесс ощупывания, охватывает некую территорию, область исследования с помощью руки.

Чтобы глубже проникнуть в суть процесса «ОЩУЩЕНИЕ» воспользуемся философским подходом к познанию.

Известно, что объект и субъект познания, вступая во взаимодействие, дают в результате акт познания. Можно на это взглянуть и с точки зрения другой философской формулы  «тезис + антитезис  = синтез».  А теперь рассмотрим, как можно «ОЩУЩЕНИЕ»  развернуть в процесс.

Рассмотрим группу слов, описывающих процесс с участием исследователя по имени «Ощущатель». «Ощущатель» - это субъект, а «Ощущаемое» - это объект исследования.

Ощущатель,  ощущающий ощущаемое – производит ощущание –  имеет «ОЩУЩЕНИЕ».

            Составление такой пятизвенной цепочки позволяет увидеть, какое место слово «ОЩУЩЕНИЕ» занимает в процессе, какую часть процесса оно описывает, обозначает. Здесь оно пятое, последнее. Таким образом, «ОЩУЩЕНИЕ» описывает завершение активного действия, направленного в сторону исследуемого объекта.

Произведем такую же процедуру с «ВОСПРИЯТИЕ»

Восприниматель, воспринимающий воспринимаемое – производит воспринимание  – имеет «ВОСПРИЯТИЕ».

Здесь наш термин тоже на пятом месте. Также описывает факт уже свершившегося действия.

Теперь рассмотрим значение этого слова? Разобьем его на составляющие.   ВОС     ПРИ     ЯТ     ИЕ.

ПРИЯТИЕ – кажется вполне понятным. Что-то получено и усвоено. Но посмотрим глубже.

ЯТИЕ – происходит от ЯТЬ, это окончание движения по ощущению острое, резкое, быстрое, точное, как  лезвие секущее, как воткнувшаяся стрела. Производит впечатление чего-то окончательного, бесповоротного, завершенного быстро.

А  ПРИ показывает, что существует место, возле которого это происходит и адрес, где все заканчивается.

Что бы почувствовать слог ВОС рассмотрим две колонки слов: 

ВОЗбудить

ВОЗводить

ВОЗвысить

ВОЗгореться

ВОЗдать

ВОЗложить

ВОЗдвигнуь

ВОЗместить

ВОЗразить

ВОСкликнуть

ВОСпитать

ВОСторг

ВОСхищение

ВОСпламенение

ВОСстать

ВОСтребовать

ВОСполнить

ВОСпроизвести


Если достаточно длительно произносить эти слова вслух (не менее 10 раз), можно почувствовать, что все они показывают на процессы имеющие сходство. Сходство, которое можно было бы описать так: процесс начался вдруг, неожиданно быстро проявился и стал заметным. ВОС звучит гораздо мягче, чем ВОЗ. Это указывает на некую утонченность происходящего.

Таким образом, о слове «ВОСПРИЯТИЕ» можно сказать, что оно обозначает  действие, связанное с получением информации, достаточно быстрое, почти мгновенное, и достаточно утонченное на всем своем протяжении. Можно говорить о восприятии, как о результате ощущения, как о реакции на ощущение. 

Ощущение -восприятие

А ощущение выглядит теперь как повод для последующего восприятия. Восприятие всегда возникает как следствие контакта человека со средой обитания, как процесс получения и усвоения обратной связи от среды, на которую он воздействовал своим ощущением.

 Посмотрим теперь эти слова в связи друг с другом.

ОЩУЩЕНИЕ-ВОСПРИЯТИЕ.

Опираясь на предшествующий анализ, можно сделать следующий вывод. Эти слова обозначают для человека часть процесса познания окружающего пространства при помощи анализаторов, находящихся в физическом теле или на нем. Такой процесс познания содержит в себе прямую и обратную связь с объектом познания. Разделение и единство этих двух связей находится в постоянной динамике, представляет собой некий замкнутый цикл, начинается и заканчивается в одной и той же точке-центре. Этот цикл имеет продолжительность и может сам по себе быть, кем-то или чем-то замечен как объект познания. Рисунок №1 иллюстрирует выше описанный цикл.

Рассмотрим следующую группу слов: 

ЧУВСТВО – ПОНИМАНИЕ.

Из источников по психологии известно, что чувство и понимание являются следующими за ощущением-восприятием этапами познания. Разберемся сначала с чувством, используя те же методы, что и с предыдущей парой слов.

Рассмотрим слова, которые начинаются на "ЧУ". Надо отметить, что в словаре таких слов очень мало:

 ЧУЯТЬ, ЧУТЬЕ, ЧУТЬ, ЧУТКИЙ

 ЧУДО, ЧУДИТЬ, ЧУДЕСНОЕ, ЧУДОВИЩЕ

 ЧУЖОЙ, ЧУЖБИНА, ЧУЖДЫЙ,ЧУШЬ

 ЧУЛОК, ЧУРБАН, ЧУР МЕНЯ! Чураться

 ЧУВСТВЕННОСТЬ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ЧУВСТВО

Можно заметить, что чувствовать и чуять обозначают близкие по качеству процессы. Рассмотрим их.

ЧУ по сравнению со слогом ЩУ дает впечатление большей остроты, концентрации и быстродействия. Но сходство слышно в ЧУ и ЩУ. Буква «У» в этих слогах показывает, что у них есть сходство. В чем оно?

Чуять – глагол, описывающий процесс похожий на «ОЩУЩЕНИЕ», но с использованием более утонченных средств, схожих с обонянием (восприятием запахов).

А чувствовать – процесс похожий на «чуять». Или скорее его продолжение-следствие,  развитие того, что есть «чуять», но прерываемое интерпретациями, фиксациями, оценками, сравнениями определенного свойства. Это впечатление дают четыре подряд, стоящие за ЧУ согласные буквы - «вств».

«ЧУВСТВО», а точнее чувствование может представляться как этап усвоения «ВОСПРИЯТИЯ», результата действия под названием «чуять». То есть опять имеется прямая и обратная связь.

Рассмотрим происхождение этих слов, используя построение пятизвенных цепочек.

 

Чуятель, чуящий чуемое - производит чуяние  – имеет чутье.

 

Чувсвователь,  чувствующий чувствуемое – производит чувствование – имеет чувствие (чувство).

Конечно слово чувство – более привычно для нашего слуха. Но здесь умышленно позволено словам не соответствовать правильным произношениям с точки зрения специалистов по русскому языку.

Примечательно, что «чуяние» занимает четвертое, предпоследнее место в своей цепочке. Это свидетельство того, что процесс еще длится, он не завершен.

А чувство занимает пятое, последнее место в своей цепочке. Значит, оно сформировалось и имеет некую законченность и постоянство.

Можно заметить, что описанные процессы имеют активную часть, направленную от исследователя к объекту исследования, до прикосновения к нему. И часть, которая выглядит как нечто отразившееся, несущее сообщение от исследуемого объекта в направлении исследователя.  Это своего рода вопрос – ответ. Прямой и обратный сигнал.

Таким образом, можно видеть некий законченный элементарный процесс, который возник из исследователя, познающего объект, и в нем же исчез. Процессы возникают и развиваются до определенного предела, далее сворачиваются-исчезают. А затем проявляются вновь и вновь в новом месте-пространстве в новом качестве.       

Очевидным становиться то, что принцип прямого и обратного действия («прямой и обратной связи») существует в любом из 4-х элементов ПОЗНАНИЯ.

Опираясь на это наблюдение можно предположить, что «ПОНИМАНИЕ» – это процесс, возникающий как реакция на «ЧУВСТВО». И если «ЧУВСТВО» – это результат завершенного процесса «ОЩУЩЕНИЕ-ВОСПРИЯТИЕ», то оно само по себе отразившись в некой иной среде, порождает «ПОНИМАНИЕ».

Можно сказать, что «ЧУВСТВО» – это ощущение предшествующего ему процесса «ОЩУЩЕНИЕ-ВОСПРИЯТИЕ», а ПОНИМАНИЕ – это восприятие процесса с названием «ЧУВСТВО».

«ЧУВСТВО» – здесь некое активное проявление. Для определения качества восприимчивости «ПОНИМАНИЯ», произведем его анализ.

Пониматель,  понимающий  понимаемое – производит ПОНИМАНИЕ – имеет понятие.

Чувство- понимание Видно, что слово «ПОНИМАНИЕ» не является последней точкой в процессе, оно на четвертом месте. Но именно оно определяет процессуальную часть цепочки, оно длится.

ПО              НИ             МАН           ИЕ

«ПО» показывает, что процесс, имеет некую скрытую часть, находящуюся под чем-то, некую сердцевину-корень. Показывает наличие чего-то полученного из иной среды. Но вслед за покрывающим «ПО» идет «НИ» – отрицающая часть.  Она отрицает ПОкрытие того, что есть  «МАН», резко вскрывает его.

Поставим этот корень «МАН» в разные слова. Очевидно, что «МАН» показывает эффект притяжения, влечения, тяги. 

      обМАН
      заМАНить
  обниМАНие
        сМАНить
приниМАНие
    вниМАНие
         МАНия
      поМАНить
          МАНящая

Куда же манит «ПОНИМАНИЕ»? Кого манит? Судя по всему «ЧУВСТВО», которому предстоит быть понятым и трансформироваться в «ПОНЯТИЕ».

Соединим выше показанные изображения процессов на Рисунке №1 и Рисунке №4. Получим фигуру в виде восьмерки, где центральную часть занимает исследователь.

Можно сказать, что эта фигура в виде восьмерки отображает принцип работы комплекса сенситивности, присущего человеку. Но, как ранее было отмечено, комплекс сенситивности имеет способность к развитию.     И в развитии комплекса сенситивности можно выделить два этапа:

  1. Развитие комплекса сенситивности в направлении роста количества «ПОНИМАНИЯ», как опыта полученного в процессах ощущения, восприятия, чувства, зафиксированного в «ПОНЯТИИ»
  2. Развитие комплекса сенситивности на уровень нового качества ПОНИМАНИЯ жизни.

В чем же суть этого нового уровня? Если «ПОНИМАНИЕ» порождено «ЧУВСТВОМ», то, что же теперь? Что «ПОНИМАНИЕ» может породить?

Если «ПОНИМАНИЮ» позволить завершиться «ПОНЯТИЕМ», а затем количеству «ПОНЯТИЙ» расти и достичь некой границы оно становится ЗНАНИЕМ, которое также накопившись до определённого предела способно обнаружить собственное БЫТИЕ.

А если продолжать дальше и выйти за эти пределы, то проявится СОЗНАНИЕ, которое порождает СОБЫТИЕ. А может и наоборот.

Кто из них кого определяет – это вопрос для будущих исследований. Для нас же важно пока то, что они взаимосвязаны.

Если произнести слово «Со-бытие», с ударением на буквы «О» и «Е», то можно заметить «СО» указывает на то, что эти слова отражают процессы, в которых участвуют как минимум два участника. Один из них – соответственно человек. Но возникает вопрос, кто второй? Бог? Господь? Абсолют? Космический разум? Дао? Информационное поле? Вселенная? Пространство?

Ясно, что это что-то или кто-то, превосходящий обыденные человеческие возможности, и при этом у человека есть возможность производить с ним совместные действия. Что это за совместные действия? Это совместное БЫТИЕ – «СО-бытие».  И это совместное ЗНАНИЕ – «СО-знание».

Рассмотрим, какие процессы обозначают слова «СОБЫТИЕ» и «СОЗНАНИЕ» с помощью тех же пятизвенных процессных цепочек.

Событель событующий событуемое - производит Со-бытие - имеет событие.

Сознатель сознающий сознаемое - производит Со-знание - имеет сознание.

Символ артсенс

Выглядит довольно необычно. Но возникающее чувство от этих двух пятизвенных цепочек показывает единство этих процессов. Правда попытка определить, какой процесс здесь активный, а какой пассивный наталкивается на препятствие. Возможно, что в этой паре они меняют активность, и пассивность во времени. Вместе они образуют некое циклическое преобразование, которое имеет определенный ритм, вибрацию. Здесь есть закономерность. Но формула этой закономерности в рамках данной публикации устанавливаться не будет. Для этого требуется отдельное специальное исследование.

Видно, что опыт СО-Бытия запечатлевается в СО-Знании, которое, в свою очередь, влияет на последующее СО-Бытие человека и пространства, в котором он обитает.

Таким образом, иллюстрация комплекса сенситивности в виде восьмерки дополняется еще одной восьмеркой из двух пар ЗНАНИЕ - БЫТИЕ и СОБЫТИЕ – СОЗНАНИЕ и рисунок отражающий принцип действия развитого комплекса сенситивности приобретает вид 4-х лепесткового цветка.

В результате проведенного анализа можно сделать выводы:

  1. Сенситивность, тонкочувственное восприятие необходимы для того, чтобы человек мог соответствовать эволюционной ступени своего развития, уметь осуществить СО-Бытие и СО-Знание.
  2.  Обнаруженная парность в процессах развития элементов познания, составляющих комплекс сенситивности может быть проявлением известных категорий: «Двоичность», «Дуальность», «принцип прямой и обратной связи».
  3. Принцип прямой и обратной связи, проявившийся на этапе «ОЩУЩЕНИЕ - ВОСПРИЯТИЕ» присутствует в психике человека. Он проявляется в паре «ЧУВСТВО -  ПОНИМАНИЕ», которое прорастает в «ЗНАНИЕ – БЫТИЕ» с последующей трансформацией в «СОБЫТИЕ – СОЗНАНИЕ».  
  4. «ПОЗНАНИЕ», которое в начале исследования имело 4 элемента, удвоило их количество. Удвоение исходного числа элементов процесса познания – это результат включения в процесс исследования тонкочувственного восприятия, позволяющего достигать, как минимум, удвоенной детализации в исследовательском процессе. Эта возросшая детализация позволяет увеличить качество управления и регулирования в познавательном процессе.

Может показаться, что у «ПОЗНАНИЯ» нет пары. Однако это не так.  Существует то, что может составить пару любой категории. Это «БЕСКОНЕЧНОСТЬ», которая, в свою очередь, раздваиваясь, одной своей частью уходит в необозримые дали. А другой инициирует новый цикл, начинающийся от пары «ОЩУЩЕНИЕ - ВОСПРИЯТИЕ».

И так далее …………………………                        

Андрей Гаврилин. Доктор философии
в области психологии (Ph.d),
профессор (IUFS). 
Обращайтесь, помогу...
 Найдём решение...
Отзывы
Марина
Мистическое действо или трансформационный перформанс - так можно было бы назвать происходящее на той волшебной встрече. Андрей читал свою пьесу «О чем сказал Екклезиаст…». Но надо сказать, что поток трансформаций запустился, как только мы с другом получили приглашение от Андрея, и приняли решение об участии в «Екклесиаст – Мистерии».

Все происходило в зале йога студии. Ведущий зажег свечи в круге, зазвучал женский голос, погружая в атмосферу древнего востока. Мы сами стали кругом, будто бы старейшин, внимающих мудрецу. Волшебная лампа осветила, и приоткрыла для нас время. Энергетика пространства объединила нас, одаривая словами мудрости, которые произносил Андрей. Звуки голоса, сопровождавшие чтение, и вибрации необычных музыкальных инструментов органично вписывались в процесс, усиливали образы пьесы, и запускали сопутствующие гармоничные энергетические процессы. Время текло. Внутри что-то ладилось…. Уходить не хотелось долго.

Посещение такого волшебного мероприятия может быть хорошим вкладом в развитие как для эзотериков "со стажем", так и просто для людей ищущих ответы на главные вопросы бытия. Думаю, что такое действие возможно и в открытом формате для значительно большего количества народа. Это многим поможет в самоосознание, и поддержит на жизненном пути.
Алексей
Хочу поделиться с вами моими ощущениями после посещения "Екклесиаст - Мистерии" по пьесе «О чем сказал Экклезиаст... »
Можно многое сказать и отметить, но главной и пронзительной мыслью что посещает меня все снова и снова после этой пьесы...
...что каждый из нас выбирает здесь и именно сейчас быть или не быть счастливым. И откровенно присмотревшись нет причин для печали и пессимизма.
Безусловно это сложно, без каких либо приготовлений и ожиданий стать просто счастливым.
А, если вы ищете ответы на сложные вопросы эта пьеса для вас.
Екатерина
Андрей удивительный человек… Вот, вроде, общаешься – ну, серьезный, симпатичный мужчина… По первому образованию авиаконструктор и весьма успешный, по второму – психолог, занимается биосенсорными практиками. Мы часто вместе занимались в группе. Мне всегда казалось, что он очень надежный человек, то есть, если страшно, то надо к нему. Страшно нам с дочкой стало, когда мы накануне отлета в Ханой узнали, что в сторону Вьетнама повернул филиппинский ураган.... Читайте "Полет в Ханой" в рубрике "Рассказы".
Светлана
Действительно это была Мистерия. С самого начала, как только зазвучал голос Андрея, пошло погружение в процесс осознания взаимосвязи значимых событий моей жизни. Некий поток соединял, и расставлял все на свои места.

Вышла окрыленная, понимая себя, людей, видя единство Мира. Осознание, что надо быть открытой и радостной не покидает меня до сих пор. А спустя несколько дней в утреннем сне увидела большими буквами надпись «Свет Радости». Благодарю…
Наталья
Для меня большая удача - знакомство с Андреем, с его удивительной работой «Экклезиаст-мистерия» по мотивам Книги Екклесиаста из Ветхого завета. Чем-то похоже на театральное действие, но это было реально глубинным трансформационным процессом.
С самого начала этого волшебства я ощутила приглашение в совместное творческое действо, движение к себе настоящей. Непрерывно возникали образы прошлых событий, я чувствовала принятие себя, соединение со своей внутренней правдивостью. Все происходящее: голос Андрея, звуки музыки, свечи - переносило в пространство ветхозаветных времен, позволяло соприкоснуться с тем, что можно было бы назвать «Изначальной мудростью».
После того как процесс мистерии закончился я чувствовала легкость, целостность и глубинную тихую Радость. Спасибо ...
Контакты
Адрес:
Москва