По утверждению основоположника Биосенсорных психодисциплин В.В. Тонкова: «Биосенсорная психология является, по сути, и по содержанию, «фундаментальной предпсихологией», базовой для всех существующих сегодня направлений психологии вообще. Это утверждение справедливо и обоснованно, поскольку биосенсорная психология исправляет изначальную ошибку, допущенную при выделении психологии как научного направления из философии». А именно: биосенсорная психология определяет в качестве объекта изучения - психику, как материальное образование.
Из того же источника в контексте темы данной публикации существенным является следующий комментарий по поводу особенности Биосенсорной психологии как науки: «Биосенсорная психология – это наука о воспитании системы тонкочувственного восприятия человека, которое дает возможность психике человека обращаться к обширным исследованиям и самоисследованиям с целью выявления собственных естественных психофеноменологических качеств».
Факт обозначения тонко-чувственного восприятия в качестве основного инструмента для исследования психики в интересах самой психики действительно ставит Биосенсорную психологию в непосредственной близости к философии. Это положение требует наличия точного терминологического словаря для описания объектов изучения. И в этом смысле биосенсорное направление требует особой тщательности в произнесении слов используемых в описаниях исследуемых процессов.
В этой связи и предлагается произвести на уровне тонкочувственного восприятия действие, которое позволит получить ряд уточнений в элементах составляющих процесс познания.
Если рассмотреть практическую психологию в целом, то можно увидеть, что в ней уже давно обозначились 4 элемента составляющих процесс ПОЗНАНИЯ. Это последовательный ряд действий: ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ЧУВСТВО и ПОНИМАНИЕ. Для удобства назовем эту группу элементов «КОМПЛЕКС СЕНСИТИВНОСТИ».
Перечисленные четыре элемента настолько взаимосвязаны, что любое качественное изменение одного из них, дает качественный скачок для всего КОМПЛЕКСА, тем самым, приводя к качественному изменению в процессе ПОЗНАНИЯ.
Развитие тонкочувственного восприятия предполагает качественное изменение именно элементов «ВОСПРИЯТИЕ» и «ЧУВСТВО». Таким образом, имея качественное изменение половины составляющих КОМПЛЕКСА СЕСИТИВНОСТИ можно говорить о том, что весь комплекс в целом выходит на новый уровень, а как следствие, и сам процесс ПОЗНАНИЯ тоже.
Что происходит с элементами «ОЩУЩЕНИЕ» и «ПОНИМАНИЕ» в этой связи будет видно из последующего исследования. С этой целью элементы, составляющие «комплекс сенситивности» и будут подвергнуты семантическому анализу. (СЕМАНТИКА ЛОГИЧЕСКАЯ – раздел логики (металогики), исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию).
Для понимания процессов, которые описываются словами ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ЧУВСТВО и ПОНИМАНИЕ, предлагается проникнуть в корень, в суть этих слов.
Исследование начнем со слова «ОЩУЩЕНИЕ».
Рассмотрим слова: ОЩутить, Ощущать, Ощупать, Ощупывать…
Если произнести эти слова вслух и прислушаться, как они звучат, а затем, закрыв глаза, потрогать рукой стол, подвигать ей, можно слышать шуршание пальцев руки по поверхности, которую ощупываете. Такое ощупывание сопряжено с ощущением, можно даже сказать, что оно им является.
Тогда буква и звук «О» в начале слова «ощущать» показывает на то, что процесс ощупывания, охватывает некую территорию, область исследования с помощью руки.
Чтобы глубже проникнуть в суть процесса «ОЩУЩЕНИЕ» воспользуемся философским подходом к познанию.
Известно, что объект и субъект познания, вступая во взаимодействие, дают в результате акт познания. Можно на это взглянуть и с точки зрения другой философской формулы «тезис + антитезис = синтез». А теперь рассмотрим, как можно «ОЩУЩЕНИЕ» развернуть в процесс.
Рассмотрим группу слов, описывающих процесс с участием исследователя по имени «Ощущатель». «Ощущатель» - это субъект, а «Ощущаемое» - это объект исследования.
Ощущатель, ощущающий ощущаемое – производит ощущание – имеет «ОЩУЩЕНИЕ».
Составление такой пятизвенной цепочки позволяет увидеть, какое место слово «ОЩУЩЕНИЕ» занимает в процессе, какую часть процесса оно описывает, обозначает. Здесь оно пятое, последнее. Таким образом, «ОЩУЩЕНИЕ» описывает завершение активного действия, направленного в сторону исследуемого объекта.
Произведем такую же процедуру с «ВОСПРИЯТИЕ».
Восприниматель, воспринимающий воспринимаемое – производит воспринимание – имеет «ВОСПРИЯТИЕ».
Здесь наш термин тоже на пятом месте. Также описывает факт уже свершившегося действия.
Теперь рассмотрим значение этого слова? Разобьем его на составляющие. ВОС ПРИ ЯТ ИЕ.
ПРИЯТИЕ – кажется вполне понятным. Что-то получено и усвоено. Но посмотрим глубже.
ЯТИЕ – происходит от ЯТЬ, это окончание движения по ощущению острое, резкое, быстрое, точное, как лезвие секущее, как воткнувшаяся стрела. Производит впечатление чего-то окончательного, бесповоротного, завершенного быстро.
А ПРИ показывает, что существует место, возле которого это происходит и адрес, где все заканчивается.
Что бы почувствовать слог ВОС рассмотрим две колонки слов:
ВОЗбудить ВОЗводить ВОЗвысить ВОЗгореться ВОЗдать ВОЗложить ВОЗдвигнуь ВОЗместить ВОЗразить |
ВОСкликнуть ВОСпитать ВОСторг ВОСхищение ВОСпламенение ВОСстать ВОСтребовать ВОСполнить ВОСпроизвести |
Если достаточно длительно произносить эти слова вслух (не менее 10 раз), можно почувствовать, что все они показывают на процессы имеющие сходство. Сходство, которое можно было бы описать так: процесс начался вдруг, неожиданно быстро проявился и стал заметным. ВОС звучит гораздо мягче, чем ВОЗ. Это указывает на некую утонченность происходящего.
Таким образом, о слове «ВОСПРИЯТИЕ» можно сказать, что оно обозначает действие, связанное с получением информации, достаточно быстрое, почти мгновенное, и достаточно утонченное на всем своем протяжении. Можно говорить о восприятии, как о результате ощущения, как о реакции на ощущение.
А ощущение выглядит теперь как повод для последующего восприятия. Восприятие всегда возникает как следствие контакта человека со средой обитания, как процесс получения и усвоения обратной связи от среды, на которую он воздействовал своим ощущением.
Посмотрим теперь эти слова в связи друг с другом.
ОЩУЩЕНИЕ-ВОСПРИЯТИЕ.
Опираясь на предшествующий анализ, можно сделать следующий вывод. Эти слова обозначают для человека часть процесса познания окружающего пространства при помощи анализаторов, находящихся в физическом теле или на нем. Такой процесс познания содержит в себе прямую и обратную связь с объектом познания. Разделение и единство этих двух связей находится в постоянной динамике, представляет собой некий замкнутый цикл, начинается и заканчивается в одной и той же точке-центре. Этот цикл имеет продолжительность и может сам по себе быть, кем-то или чем-то замечен как объект познания. Рисунок №1 иллюстрирует выше описанный цикл.
Рассмотрим следующую группу слов:
ЧУВСТВО – ПОНИМАНИЕ.
Из источников по психологии известно, что чувство и понимание являются следующими за ощущением-восприятием этапами познания. Разберемся сначала с чувством, используя те же методы, что и с предыдущей парой слов.
Рассмотрим слова, которые начинаются на "ЧУ". Надо отметить, что в словаре таких слов очень мало:
ЧУЯТЬ, ЧУТЬЕ, ЧУТЬ, ЧУТКИЙ
ЧУДО, ЧУДИТЬ, ЧУДЕСНОЕ, ЧУДОВИЩЕ
ЧУЖОЙ, ЧУЖБИНА, ЧУЖДЫЙ,ЧУШЬ
ЧУЛОК, ЧУРБАН, ЧУР МЕНЯ! Чураться
ЧУВСТВЕННОСТЬ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ЧУВСТВО
Можно заметить, что чувствовать и чуять обозначают близкие по качеству процессы. Рассмотрим их.
ЧУ по сравнению со слогом ЩУ дает впечатление большей остроты, концентрации и быстродействия. Но сходство слышно в ЧУ и ЩУ. Буква «У» в этих слогах показывает, что у них есть сходство. В чем оно?
Чуять – глагол, описывающий процесс похожий на «ОЩУЩЕНИЕ», но с использованием более утонченных средств, схожих с обонянием (восприятием запахов).
А чувствовать – процесс похожий на «чуять». Или скорее его продолжение-следствие, развитие того, что есть «чуять», но прерываемое интерпретациями, фиксациями, оценками, сравнениями определенного свойства. Это впечатление дают четыре подряд, стоящие за ЧУ согласные буквы - «вств».
«ЧУВСТВО», а точнее чувствование может представляться как этап усвоения «ВОСПРИЯТИЯ», результата действия под названием «чуять». То есть опять имеется прямая и обратная связь.
Рассмотрим происхождение этих слов, используя построение пятизвенных цепочек.
Чуятель, чуящий чуемое - производит чуяние – имеет чутье.
Чувсвователь, чувствующий чувствуемое – производит чувствование – имеет чувствие (чувство).
Конечно слово чувство – более привычно для нашего слуха. Но здесь умышленно позволено словам не соответствовать правильным произношениям с точки зрения специалистов по русскому языку.
Примечательно, что «чуяние» занимает четвертое, предпоследнее место в своей цепочке. Это свидетельство того, что процесс еще длится, он не завершен.
А чувство занимает пятое, последнее место в своей цепочке. Значит, оно сформировалось и имеет некую законченность и постоянство.
Можно заметить, что описанные процессы имеют активную часть, направленную от исследователя к объекту исследования, до прикосновения к нему. И часть, которая выглядит как нечто отразившееся, несущее сообщение от исследуемого объекта в направлении исследователя. Это своего рода вопрос – ответ. Прямой и обратный сигнал.
Таким образом, можно видеть некий законченный элементарный процесс, который возник из исследователя, познающего объект, и в нем же исчез. Процессы возникают и развиваются до определенного предела, далее сворачиваются-исчезают. А затем проявляются вновь и вновь в новом месте-пространстве в новом качестве.
Очевидным становиться то, что принцип прямого и обратного действия («прямой и обратной связи») существует в любом из 4-х элементов ПОЗНАНИЯ.
Опираясь на это наблюдение можно предположить, что «ПОНИМАНИЕ» – это процесс, возникающий как реакция на «ЧУВСТВО». И если «ЧУВСТВО» – это результат завершенного процесса «ОЩУЩЕНИЕ-ВОСПРИЯТИЕ», то оно само по себе отразившись в некой иной среде, порождает «ПОНИМАНИЕ».
Можно сказать, что «ЧУВСТВО» – это ощущение предшествующего ему процесса «ОЩУЩЕНИЕ-ВОСПРИЯТИЕ», а ПОНИМАНИЕ – это восприятие процесса с названием «ЧУВСТВО».
«ЧУВСТВО» – здесь некое активное проявление. Для определения качества восприимчивости «ПОНИМАНИЯ», произведем его анализ.
Пониматель, понимающий понимаемое – производит ПОНИМАНИЕ – имеет понятие.
Видно, что слово «ПОНИМАНИЕ» не является последней точкой в процессе, оно на четвертом месте. Но именно оно определяет процессуальную часть цепочки, оно длится.
ПО НИ МАН ИЕ
«ПО» показывает, что процесс, имеет некую скрытую часть, находящуюся под чем-то, некую сердцевину-корень. Показывает наличие чего-то полученного из иной среды. Но вслед за покрывающим «ПО» идет «НИ» – отрицающая часть. Она отрицает ПОкрытие того, что есть «МАН», резко вскрывает его.
Поставим этот корень «МАН» в разные слова. Очевидно, что «МАН» показывает эффект притяжения, влечения, тяги.
Куда же манит «ПОНИМАНИЕ»? Кого манит? Судя по всему «ЧУВСТВО», которому предстоит быть понятым и трансформироваться в «ПОНЯТИЕ».
Соединим выше показанные изображения процессов на Рисунке №1 и Рисунке №4. Получим фигуру в виде восьмерки, где центральную часть занимает исследователь.
Можно сказать, что эта фигура в виде восьмерки отображает принцип работы комплекса сенситивности, присущего человеку. Но, как ранее было отмечено, комплекс сенситивности имеет способность к развитию. И в развитии комплекса сенситивности можно выделить два этапа:
- Развитие комплекса сенситивности в направлении роста количества «ПОНИМАНИЯ», как опыта полученного в процессах ощущения, восприятия, чувства, зафиксированного в «ПОНЯТИИ»
- Развитие комплекса сенситивности на уровень нового качества ПОНИМАНИЯ жизни.
В чем же суть этого нового уровня? Если «ПОНИМАНИЕ» порождено «ЧУВСТВОМ», то, что же теперь? Что «ПОНИМАНИЕ» может породить?
Если «ПОНИМАНИЮ» позволить завершиться «ПОНЯТИЕМ», а затем количеству «ПОНЯТИЙ» расти и достичь некой границы оно становится ЗНАНИЕМ, которое также накопившись до определённого предела способно обнаружить собственное БЫТИЕ.
А если продолжать дальше и выйти за эти пределы, то проявится СОЗНАНИЕ, которое порождает СОБЫТИЕ. А может и наоборот.
Кто из них кого определяет – это вопрос для будущих исследований. Для нас же важно пока то, что они взаимосвязаны.
Если произнести слово «Со-бытие», с ударением на буквы «О» и «Е», то можно заметить «СО» указывает на то, что эти слова отражают процессы, в которых участвуют как минимум два участника. Один из них – соответственно человек. Но возникает вопрос, кто второй? Бог? Господь? Абсолют? Космический разум? Дао? Информационное поле? Вселенная? Пространство?
Ясно, что это что-то или кто-то, превосходящий обыденные человеческие возможности, и при этом у человека есть возможность производить с ним совместные действия. Что это за совместные действия? Это совместное БЫТИЕ – «СО-бытие». И это совместное ЗНАНИЕ – «СО-знание».
Рассмотрим, какие процессы обозначают слова «СОБЫТИЕ» и «СОЗНАНИЕ» с помощью тех же пятизвенных процессных цепочек.
Событель событующий событуемое - производит Со-бытие - имеет событие.
Сознатель сознающий сознаемое - производит Со-знание - имеет сознание.
Выглядит довольно необычно. Но возникающее чувство от этих двух пятизвенных цепочек показывает единство этих процессов. Правда попытка определить, какой процесс здесь активный, а какой пассивный наталкивается на препятствие. Возможно, что в этой паре они меняют активность, и пассивность во времени. Вместе они образуют некое циклическое преобразование, которое имеет определенный ритм, вибрацию. Здесь есть закономерность. Но формула этой закономерности в рамках данной публикации устанавливаться не будет. Для этого требуется отдельное специальное исследование.
Видно, что опыт СО-Бытия запечатлевается в СО-Знании, которое, в свою очередь, влияет на последующее СО-Бытие человека и пространства, в котором он обитает.
Таким образом, иллюстрация комплекса сенситивности в виде восьмерки дополняется еще одной восьмеркой из двух пар ЗНАНИЕ - БЫТИЕ и СОБЫТИЕ – СОЗНАНИЕ и рисунок отражающий принцип действия развитого комплекса сенситивности приобретает вид 4-х лепесткового цветка.
В результате проведенного анализа можно сделать выводы:
- Сенситивность, тонкочувственное восприятие необходимы для того, чтобы человек мог соответствовать эволюционной ступени своего развития, уметь осуществить СО-Бытие и СО-Знание.
- Обнаруженная парность в процессах развития элементов познания, составляющих комплекс сенситивности может быть проявлением известных категорий: «Двоичность», «Дуальность», «принцип прямой и обратной связи».
- Принцип прямой и обратной связи, проявившийся на этапе «ОЩУЩЕНИЕ - ВОСПРИЯТИЕ» присутствует в психике человека. Он проявляется в паре «ЧУВСТВО - ПОНИМАНИЕ», которое прорастает в «ЗНАНИЕ – БЫТИЕ» с последующей трансформацией в «СОБЫТИЕ – СОЗНАНИЕ».
- «ПОЗНАНИЕ», которое в начале исследования имело 4 элемента, удвоило их количество. Удвоение исходного числа элементов процесса познания – это результат включения в процесс исследования тонкочувственного восприятия, позволяющего достигать, как минимум, удвоенной детализации в исследовательском процессе. Эта возросшая детализация позволяет увеличить качество управления и регулирования в познавательном процессе.
Может показаться, что у «ПОЗНАНИЯ» нет пары. Однако это не так. Существует то, что может составить пару любой категории. Это «БЕСКОНЕЧНОСТЬ», которая, в свою очередь, раздваиваясь, одной своей частью уходит в необозримые дали. А другой инициирует новый цикл, начинающийся от пары «ОЩУЩЕНИЕ - ВОСПРИЯТИЕ».
И так далее …………………………