Система биосенсорных взглядов на человека и окружающую его действительность позволяет значительно расширить границы достижимого для осмысления и регулирования жизненного пространства, предоставляя обширные возможности для широких исследований. Это утверждение, высказанное професором Владимиром Тонковым справедливо и для реализации личностного роста в целях индивидуального и видового выживания человечества. В направлении биосенсорных психодисциплин мы встречаемся с фундаментальным научным и социальным открытием, затрагивающим основы всех существующих представлений о человеке на современном этапе его развития.
В основе биосенсорных практик лежит тонкочувственное восприятие. Этот навык-инструмент лежит в основе всех исследовательских и обучающих процессов в Институте биосенсорной психологии.
В процессе обучения тонкочувственному восприятию замечено, что этот навык передается студентам посредством их настроенности на психоэнергетическое действие специалиста-преподавателя, ведущего обучающий процесс. Обязательным, для студентов в процессе обучения, является вербальное описание эффектов-ощущений, возникающих в разных областях физического тела. Чем точнее и отчетливее озвучиваются ощущения, тем интенсивнее идет процесс обучения.
Пластика движения рук, ног и всего тела ведущего специалиста, звук его голоса и ритм дыхания в процессе обучения производят впечатление артистического священнодействия. Можно сказать, что обучающее действие выглядит, как творческий акт в искусстве: обучать необычным навыкам необычным способом. А секрет в том, что биосенсорный образовательный процесс обучения обусловлен двумя встречными взаимопроникающими потоками - искусства восходящего до уровня естества и естества нисходящего до уровня искусства.
Наблюдая творческие процессы в разных областях искусства, например стихосложение, живопись, можно обнаружить, что качество сотворенного объекта является производной величиной от уровня развития тонкочувственного аппарата автора произведения. И этот уровень отражается на силе эстетического воздействия сотворенного объекта. Любое творческое действие содержит в себе вместе с эстетической частью и образовательную часть - передачу опыта, обучение. Что же касается биосенсорных практик, то здесь процесс обучения с первых минут приобретает такую форму образования, которая в процессе передачи опыта поднимается до уровня просвещения, а в отдельных случаях и посвящения. Таким образом, для человека очевидна необходимость воспитывать, формировать и растить некий тонкочувственный аппарат-навык, который мог бы безупречно отслеживать и регулировать все жизненные процессы .
На рисунке представлено символическое изображение «АРТСЕНС». Оно было сформированно на основе рисунков-илюстраций процесса познания в статье «Семантический анализ процесса познания». В этой статье представлен биосенсорный комплекс сенситивности состоящий из восьми элементов, сгруппированных попарно в символический 4-х лепестковый цветок. А именно: ощущение-восприятие, чувство-понимание, знание-бытие, со-бытие-со-знание. Проявленность этих элементов в биосенсорных практиках всегда находятся в состоянии перехода от естества к искусству и обратно от искусства к естеству в свободном движении психики.
Смещая акцент интереса в сторону искусства и действий связанных с искусством, вышеуказанный комплекс сенситивности приобретает соответствующую этому качественную специфику в биосенсорной практике. Для того, чтобы учесть эту специфичность и кратко описать тонкочувственный аппарат в процессе обширного творческого действия, автором и был введен термин «Артсенс» - искусство чувствовать.
Появление этого термина обусловлено необходимостью описать одним словом сложный объект в действии («art» - искусство, «sense» - чувствовать, улавливать, осознавать). Ниже даны несколько определений для этого понятия, позволяющие описать область его применения в творческих и познавательных процессах жизни человека.
Принимая во внимание выше сказанное можно сделать очевидный вывод. «Артсенс» - это синтез биосенсорных практик и существующих направлений в искусстве.
Наглядным примером использования «Артсенс» может послужить опыт автора статьи в процессе создания терапевтической пьесы «О чем сказал Екклесиаст…». Как исследовательский инструмент «Артсенс» отражает не только факт наличия способности к тонкочувственному восприятию, он является навыком осознанного действия поискового, познающего, созидающего свойства. Этот навык в процессе исследования текста Книги Екклесиаста проявлялся в виде поискового чутья, похожего на принюхивание и вынюхивание, позволяющего проникать в суть эпизодов и фрагментов Книги Екклесиаста. Процесс создания пьесы был захватывающим, обширным творческим действием. Практика «Артсенс», образованная соединением прикладных аспектов биосенсорных практик с атрибутами различных направлений в искусстве естественным образом становится подразделом в биосенсорных психодисциплинах, где проявляется в различных формах. Например «Артсенс-живопись», «Артсенс-театр» и т.п..
С другой стороны, «Артсенс» может быть и биосенсорным направлением в искусстве. Биосенсорная составляющая «Артсенс» оказывает существенное влияние на качество произведений искусства. Соприкасаясь с различными направлениями в искусстве, используя их атрибуты, Биосенсорные практики группируются под общим названием «АРТСЕНС» с соответствующими им наименованиями по типу: «АРТСЕНС-ЖИВОПИСЬ», «АРТСЕНС-ТЕАТР» и так далее. Эти наименования формируются под влиянием биосенсорных психодисциплин и по признаку влияния биосенсорного восприятия самих мастеров в уже существующих направлениях искусств.
Методы Биосенсорной психологии, внедренные на территорию творческих процессов в виде «АРТСЕНС» - искусства чувствовать, позволяют получать значительные результаты в искусстве.
Практика применения биосенсорных подходов опирается на физические процессы, такие как дыхание, звукообразование и движение. Таким образом, живопись, пение, танец и театр наиболее востребованы в биосенсорных психодисциплинах. К примеру, в психолингвистическом спектакле по пьесе «О чем сказал Екклесиаст…» «Артсенс» проявляется как средство, активирующее личностный рост и терапевтический эффект.
Кроме того, «Артсенс» может проявляться и в других подразделах биосенсорных психодисциплин. Артсенс-разделы биосенсорных психодисциплин, в зависимости от точки приложения, могут приобретать психокорректирующий восстанавливающий характер. Например «Артсенс-терапия», «Артсенс-коррекция». А так же развивающий, содействующий личностному росту - «Артсенс-тренинг».
Следует заметить, что Биосенсорные психодисциплины и Артсенс как их подраздел, имеют исключительно российское происхождение. Поэтому в отличие от западных направлений в психологии, психокоррекции и т.п. не требуют адаптации к российскому менталитету и особенностям психики россиян.
Если взять, к примеру, Арттерапию, которая появилась у нас в виде психотерапевтического инструмента с применением рисования, можно сказать, что приставка «арт» была присвоена изобразительным направлением совершенно необоснованно. Понятие «Арт» значительно шире и охватывает все направления искусства.
Поэтому Артсенстерапия, как биосенсорное направление в психокоррекции, исправляет эту несправедливость и допускает все виды искусства в терапевтический процесс, но уже с отчетливым присутствием биосенсорной составляющей в виде развитого тонкочувственного восприятия. Именно биосенсорная составляющая придает любому специалисту в области практической психологии качественное изменение результативности в практике. Работа специалистов в области биосенсорных психодисциплин строится исходя из уже подтвержденных постулатов Биосенсорной психологии о том, что психика материальна и обладает возможностью прямого физического влияния на физическую реальность.
В связи с вышесказанным считаю необходимым рекомендовать практикующим специалистам в близлежащих областях воспользоваться методами Биосенсорной психологии. «Биосенсорная психология исправляет изначальную ошибку, допущенную при выделении психологии как научного направления из философии. А именно: биосенсорная психология определяет в качестве объекта изучения в любом направление психологии - психику, как безусловное материальное образование, - основываясь не на некой беспочвенной убеждённости, а на конкретных фактах и их научной интерпретации. Из чего следует изменение отношения к психологии в принципе, к её инструментарию, системе внутренних и внешних представлений, месте в социуме». В.В. Тонков.